В этом году усилиями нашего идейного вдохновителя Олега и его помощников сформировались 2 группы с выездом в субботу и воскресенье; мы выезжали первыми в 10-00 в субботу от храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Уфы, 8 человек на 2 машинах; ещё 2 предстояло забрать в Стерлитамаке.
Пунктом №2 была небольшая д. Золотоношка, где служит и восстанавливает храм прекрасный священник Георгий Клименко, несколько лет служивший в соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Уфы и бывший какое-то время постоянным ведущим воскресных встреч прихрамовой молодёжи. Мы ожидали увидеть фундамент новой церкви или, в лучшем случае, стены в лесах и заваленную камнем и мусором после стройки территорию, ведь со времени перевода о. Георгия прошёл всего год. Каково же было наше удивление, когда перед нашими глазами предстал на цветущем зелёном лугу чудесный деревянный храм, похожий на спичечные поделки. Только был он не игрушечным, а самым настоящим деревянным храмом, освящённым во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и было в нём всё как положено храму – 3 золотых купола с крестами, синяя черепица на крыше, много окон, крылечки, пока не законченная колокольня с оконными проёмами на все стороны света. К сожалению, сам о. Георгий был в отъезде, и пообщаться с ним не удалось. Однако по его просьбе нам открыли, и всё показали. Удивительно – когда мы подъехали, улицы были пусты и до вечерней службы оставалось несколько часов. Однако, едва распахнулась дверь в притвор – и в храм потянулись люди.
Когда немного прояснилось, мы двинулись в Фёдоровку, в Богородице-Казанскую церковь. Мы уже начали привыкать к тому, что вне города в неурочное время храмы закрыты – и этот не стал исключением. Внешне храм приведён в порядок, углы стен украшены светлым кирпичом, окна большие и светлые. Жаль, что не удалось зайти внутрь и побеседовать с кем-то, кто мог бы рассказать его историю.
Наконец, мы едем в Дедово – последний запланированный на сегодня объект. Вдоль дороги тянутся поросшие лесом холмы и луга. Деревни редкие и небольшие. Въезжая в Дедово, замечаем вдалеке слева большой храм, однако проехав село, обнаруживаем, что он пропал из виду. Спрашиваем дорогу – оказывается, не доехали всего 100 м до верхней точки дороги, и оттуда монастырь уже становится виден как на ладони.Мы подъезжаем, и навстречу попадается монах Сергий, который моментально "включается" в ситуацию, показывает, куда поставить машины, и ведёт по монастырю. Всё время не проходит впечатление, что нас ждали, хотя это было нормальное гостеприимство и так встречают всех. Кругом кипит работа, а там где она завершена, всё действительно в порядке – даже невзрачные цветы где-то в отдалённом уголке оказываются кем-то заботливо политы. Домовая церковь, где сейчас идут богослужения, находится в бывшем лагерном корпусе (бывшем монастырском?), там же трапезная, кухня и другие помещения. У входа колокол; кто-то ударил – и тут же раздалось по-отечески назидательное от о. Сергия: "У нас без дела не звонят!". Внутри те, кто приходит туда постоянно, переобуваются; у входа уличная обувь и тапочки. Домовой храм представляет собой небольшую комнату с алтарём. В нём находятся мощи св. Зосимы Эннатской. Мы прикладываемся к ним, и на какой-то миг на душе становится тихо и тепло…
Сидим в храме; прибегает неутомимый о. Сергий и зовёт обедать, почему-то оправдываясь: "Чем богаты…". Обед оказывается вкусным и разнообразным. Совсем скоро началась вечерняя служба. Служил иеромонах, а на клиросе главным был сам игумен. Меня поразило звучание хора – как будто басовые аккорды баяна раздавались в вечерней тиши. Монастырская служба длилась долго, а через некоторое время после неё было и совместное вечернее правило с крестным ходом вокруг здания – вот где пригодился колокол, звоня в который, созывают всех обитателей монастыря – иноков, трудников и отдыхающих там уже второе лето детей-сирот из Челябинской области.
Ранним утром мы выехали в Иру, где находится Марфо-Мариинская обитель. Шла Литургия, и храм был полон. Пели монахини, и звучание их голосов производило впечатление какой-то нездешнести и неотмирности. После службы мы ждали на улице вторую группу, и когда встреча наконец состоялась и все были поглощены ею, мимо прошла матушка настоятельница. Священнослужители, и монахи в особенности, почему-то редко смотрят людям в лицо и скупы на эмоции, но матушка Серафима, проходя посмотрела на нашу разношёрстную толпу и улыбнулась, как улыбаются любящие бабушки своим внукам. По её указанию к нам вышла монахиня Вера и очень подробно и интересно рассказала про эту обитель, провела по территории, и даже завела в корпус, где живут монахини, чтобы показать новый храм, где совсем скоро начнутся постоянные богослужения. Храм очень красивый, хоругви в нём вышиты золотом в ручную, большой крест с распятием выполнен из карельской берёзы, многие иконы подарены братьями из других монастырей.
На прощание матушка Серафима благословила нас, и снова не без шутки: когда она давала целовать свой наперсный крест и я потянулась к нему, она вдруг забрала его обратно, я отодвинулась – протянула опять, и так несколько раз. Когда я наконец непонимающе выпрямилась и хлопая ресницами посмотрела на неё, она звонко рассмеялась, обняла и подала всё-таки и крест, и руку. Вот такой монашеский юмор…
В Мелеузе мы зашли ненадолго в Воскресенский собор, где шло венчание. Храм был весьма широким и с хорошей акустикой; думаю, здесь никому не бывает тесно или плохо слышно. После него мы отправились в гости к молодожёнам из нашей молодёжной группы – Ксении и Станиславу в с. Воскресенское, накрывшим для нас щедрый стол (кажется, в эту поездку нас всё время кто-то ждал и желал накормить, даже матушка Серафима из Иры, почему-то просившая прощения за то, что не отвела нас в трапезную).
Село Воскресенское и его жители – наши друзья – сделало нам неожиданный подарок – мы посетили местный художественный музей, а также посмотрели на бывший медеплавильный завод. Хранительница музея оказалась неожиданно эрудированной женщиной и совсем неутомительно, хотя и подробно, рассказала о музее, основанном выросшими художниками, что жили здесь в эвакуации в 1942-1943 гг., учась в худ. школе. Экспозиция музея была очень разнообразной, и мы испытали искреннее удовольствие, проходя из зала в зал.
Последним аккордом поездки стал Табынск с лёдяным солёным источником и гротом с чудотворной иконой. Живительная вода как рукой сняла усталость и дала силы на обратную дорогу домой. С нетерпением ждём следующих зигзагов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий