В Россию привезли великую святыню – пояс Пресвятой Богородицы, хранимый в Афонском монастыре Ватопед. Как гласит предание, Она соткала его своими руками и носила всю жизнь.
Маршрут перевозки пояса должен был представлять собою крест. Однако позже количество городов увеличилось ввиду огромного числа желающих поклониться святыне. Беспрецедентная рекламная кампания – не только в церковной среде, но и по центральному телевидению, – сделала своё дело. Толпы страждущих не покидали пределы храмов и ближайшие к ним кварталы даже ночью, выстаивая многочасовые очереди.
Мы с Петей тоже решили съездить и помолиться – в Самару. Дату выезда перенесли на день раньше, отказавшись возвращать деньги в случае невозможности выезда. Однако на работе меня отпустили, и 11.11 мы тронулись в путь.
Мы покинули Уфу через Шакшу. День был ясным и каким-то по-особенному звонким. Мы прочитали положенное молитвенное правило, поспали и проснулись от усиленной микрофоном невнятной речи ехавшего с нами священника. Выспаться не удалось, а жаль, ведь предстояла ночь не из лёгких.
Остановки были долгими, и вернувшись в автобус после прогулки, я наблюдала за со-путешественниками. Есть всё-таки в облике православных что-то общее. И это отнюдь не банальные бесформенные юбки в пол, и даже не ошалело-пришибленный вид. Может, попытка быть доброжелательными ко всем и сразу? Или что-то особое во взгляде? Даже трудно сказать, приятна мне эта общая черта или наоборот раздражает, но она определённо есть.
Вот подошли и полезли под капот автобуса несколько мужчин. Их с первого взгляда можно определить как водителей. Кепки, вытянутые от долгого сидения треники. Один из автобусов сломался, несмотря на пройденный накануне техосмотр, и дальше мы поехали уже вчетвером.
- - - - - - --------
… Православные. Что в нас общего? На этой романтической ноте я закончила предыдущую серию записей. После пережитой ночи я снова сидела, бесцельно убивая время за просмотром картинки за окном. И, кажется, начала понимать. Общее – это слепая, детская вера в чудо, "Я ничего не сделаю, не обдумаю, не совершу – лишь поцелую, поклонюсь, прикоснусь, и … случится, разрешатся сами собой проблемы, и каждый получит свою "конфету" !" Кстати, минувшая ночь подтвердила сей тезис. Может, хотя бы ради этого осознания стоило её пережить.
Мы встали в очередь в 8 вечера. И действительно … встали. Толпа опоясывала несколько кварталов вокруг Покровского собора. Руководитель группы бодро дала какие-то инструкции, не заботясь, что слышимость её слов прекращается уже во втором ряду стоящих, не говоря уже об оставшихся трёх сотнях уфимских паломников. За час мы проходили 1-2 дома – около 100 м. Около 23-00 привезли 7 автобусов детей-инвалидов, и по этой или каким-то ещё причинам людей перестали пускать на 3 ч. Продолжалась сырая и звёздная ноябрьская ночь. В открытых магазинах по очереди грелись люди – те, кто не хотел быть филантропом, закрыли свои заведения ещё загодя. В группы заезжих паломников без конца протискивались местные; говорят, накануне не впускали и не выпускали никого. За день до нашего приезда были и обмороки, и сердечные приступы… Мои подруги рассказывали об агрессии и нетерпимости в очереди, но были очень благодарны стоявшим в кордонах самарским милиционерам – они помогали искать потерявшихся детей и даже приносили шоколад обессилевшим. Сегодня у храма дежурила Скорая Помощь, и люди наоборот почти бесстрастно относились к тем, кто уходил и возвращался.
Приехавший с нами священник забрал группу ослабленных людей – пожилых, больных, беременных, провёл их к поясу и ушёл в автобус. Мы остались на холоде предоставленные самим себе, не зная, ни почему не движется очередь, ни есть ли вообще какие-то шансы. Людской поток останавливали, чтобы пропустить болящих, детей, представителей власти и даже… паломников из других городов. Тех, у кого экскурсоводы не ленились. На моих глазах уже перед рассветом к храму проходили группы во главе со священником, и через час-полтора так же бодро возвращались обратно, по виду добившись цели и держа в руках драгоценные дары – пакетики с освящёнными на ковчеге поясами и книжицами с пс.90.
Но мы в их число не вошли. К 2 ч ночи мы сдались. Петя заботился обо мне как мог, но сил на эту ночь уже не было. Меня доконал сон, а Петра – удобные, но не предназначенные для этой погоды кеды. Посчитав, что сделали всё возможное и остальное нам не по силам, мы рванули к автобусу. Он показался нам восхитительно тёплым. По счастью, именно наш оказался единственно отапливаемым – в нём спали водители. Почти сразу уснули и мы – как оказалось, до утра.
Уфимские паломники вернулись в 5-30, отстояв на морозе и в темноте 9,5 ч. Под натиском людских масс пркладывание – касание губами – заменили на касание рукой. Казалось, ещё не много и даже это заменят к примеру на счастливую возможность просто поприсутствовать рядом с поясом. … Вернувшиеся в автобус счастливчики не спешили выказывать своей радости. Громче всех делились впечатлениями именно недовольные, а вот положительных отзывов, сожалению, так и не прозвучало. Искренне надеюсь, что встреча со святыней стала духовной радостью хоть для кого-нибудь.
В чем смысл этого фетишизма?
ОтветитьУдалитьhttp://www.66.ru/news/society/106803/#c227133
ОтветитьУдалить"Организаторам ПОЗОР! Я там был, организация была на нуле. Создали давку не люди, а организаторы. Очередь ( в основном состоящая из женщин и бабушек) просто превратилась в толпу. Толпа- это самое страшное. Она управлять сама собой уже не может. 1. необходимо было приянть все меры во избежании создания толпы 2. если так уж произошло, УПРАВЛЯТЬ толпой. Не поверите, но не было создано даже КОРИДОРА (согласно всем требованиям с ограждениями и представителями правопорядка) для прохождения людских масс. За первые 13 часов моего пребывания в очереди я смог лицезреть всего лишь около 5-6 милиционеров. Бабушек, которым становилось плохо, выводили сами люди, милиция даже не реагировала.
КАКОВО ЖЕ БЫЛО УДИВЛЕНИЕ, когда в самой церкви и на подходе к ней, народу практически не было, можно было просто прогуляться по церкви, единственное, что тебе могли сказать: "Пожалуйста, проходите". Людей необходимо было "прогонять" в церкви по средствам коридора. 150 м ( я не вру) мы шли 8 часов! Если это можно назвать "шли". Передаю всем привет и наилучшие пожелания, кто провел со мной плечом к плечу эти 15 часов моего пребывания в САМАРЕ."
Смысл "этого фетишизма" - в прикосновении к тому, чем когда-то обладал почитаемый тобою человек, чтобы обратиться с просьбой, молитвой. Многие люди действительно получают просимое.
ОтветитьУдалитьЧто касается моего личного отношения, я выразила его в статье.